Анализируем поведение конкурентов

Ни для кого ни секрет, что анализ деятельности конкурентов является неотъемлемой частью пути компании к успеху. Сегодня, когда огромное количество информации лежит на поверхности, анализ конкурирующих компаний стал доступней. С помощью Интернета можно узнать не только о фирме, но и мнении потребителей о ней.

3D-people-taktarh- (5)(2)

Мониторинг информации

Сбор информации – немаловажная часть жизни компании. Как можно эффективно конкурировать в среде, о которой ничего не известно? Конечно, это невозможно. Именно поэтому, когда появились первые газеты, успешные бизнесмены стали собирать вырезки, так или иначе имеющие отношения к деятельности их фирмы. Так, начиная с вырезок вчера, и заканчивая подробными составлениями отчетов за определенный период сегодня, преуспевающие компании осуществляют сбор и систематизацию необходимой для их бизнеса информации. С помощью данного вида исследования предприятие может:

– понять текущую ситуацию на выбранном рынке

– определить отношение потребителей к ней и ее конкурентам

– оценить свои успехи и недостатки относительно деятельности конкурентов

– составить стратегический план развития компании

Для получения информации и ее дальнейшего анализа могут быть использованы различные каналы связи: СМИ, Интернет, телевидение, радио, опросы и т. д.

Мониторинг СМИ и Social Media

В эпоху развития Интернет сбор сведений стал доступней, так как все крупные печатные издания, телевизионные и радио проекты общаются со своей аудиторией теперь и в электронном формате. Поэтому сегодня, для получения 90% всей необходимой информации о конкурентах и потребителях достаточно выйти во Всемирную Паутину.

В среде Social Media (блоги, социальные сети, форумы и т. д. ) можно узнать отношение потенциальных и реальных потребителей товаров и услуг интересующего вас сегмента рынка. Так, сообщения от одного пользователя в блоге могут не только рассказать о его мнении касательно конкретной компании и ее продуктах, но и направить читателей в нужное русло, а именно, повлиять на их отношение к описываемой фирме.

Средства массовой информации в свою очередь помогут узнать много полезного об информационной деятельности других фирм, например, расскажут о новинках, социальной деятельности, смене руководства и многом другом. При грамотном анализе можно увидеть скрытую рекламу, применяемую конкурентами для создания положительного образа своей фирмы, а так же черный pr, используемый ими для принижения имиджа своих противников. Приведем несколько примеров, так называемого, черного маркетинга:

Открытый – негативная информация публикуется в не завуалированном виде: высмеивания, компрометирующие материалы.

Скрытый – с первого взгляда нейтральная статья может возвысить одну компанию и принизить другую, просто «забыв» упомянуть достижения второй

Контекстный – публикация отрицательных отзывов от лица потребителей

Хвалебный – слишком большое количество восторгов будут выглядеть искусственно и  потребители как бы раскроют «ваш обман»

Мониторинг бренда

Как мы уже писали ранее, Глобальная Сеть на сегодняшний день является самым крупным источником информации. Здесь люди узнают последние новости, обсуждают новинки товаров и оставляют свое мнение, как о продукции, так и о компании в целом. Именно поэтому анализ отношения потенциальных потребителей к вашему или к конкурирующему бренду осуществляется в Интернете.

Изучая блоги, социальные сети, форумы, порталы, созданные для публикации отзывов о товарах, услугах, магазинах и даже руководителях, компания может не только составить полный отчет о проделанной работе по развитию своего или конкурирующего бренда, но и повлиять на его дальнейший успех.

Прелесть и опасность Интернета для компании в анонимности его участников. С одной стороны, вы сами можете проанализировать и сформировать положительное отношение к своему бренду, выступая от третьего лица – своего потребителя. С другой стороны, это же может сделать и ваш конкурент, однако не только по отношению создания положительного образа для своего бренда, но и для очернения вашего. В итоге, вся проделанная работа по продвижению бренда может оказаться напрасной. Именно поэтому в век Интернета жизненно необходимо постоянно держать руку на пульсе и отслеживать ситуацию не только на рынке офф-лайн, но и в он-лайн мире.

Проведение мониторинга

Исходя из вышесказанной информации, можно сделать вывод, что мониторинг – долгий, сложный процесс, однако для его осуществления не требуется ни творческого подхода, ни специальных знаний – нужно просто сесть и прочитать. Однако это лишь первое впечатление.

Сегодня Всемирная Паутина включает в себя миллионы информационных публикаций, и найти в этом потоке нужную для дела достаточно трудно. Поэтому мы привыкли сравнивать работу специалиста по мониторингу с работой разведчика, способного не только читать информацию между строк, но и воссоздавать из полученных кусочков целостную картину. В итоге специалист по мониторингу способен составить наиболее полное представление обо всех участниках деятельности компании и восстановить из обрывков действий цепь событий, которые привели компанию к нынешней, положительной или отрицательной ситуации.